Факты несоблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в настоящий момент далеко не новы и часто встречаются в практической деятельности, а так же придаются огласке в средствах массовой информации.

Прием и прохождение службы в государственных органах, в том числе и в правоохранительных, требуют от каждого гражданина-претендента (при приеме на службу) и государственного служащего (при прохождении службы) строгого соблюдения всех требований и ограничений, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

Указанное, в том числе обусловлено предотвращением и профилактики коррупционных проявлений в системе государственной службы.

Поступая на службу, в том числе выступая претендентом, гражданин реализует право на свободный выбор труда и профессии (профессиональной деятельности). При этом, указанная деятельность предполагает наличие определенных запретов и обязанностей, которые претендент, поступая на службу, добровольно обязуется исполнять и следовать.

Наличие специфического статуса лиц, находящихся на государственной службе, предполагает соответственно безукоризненность их поведения и поступков на работе (службе).

В связи с чем, с целью предотвращения возможных фактов нарушений законодателем предусмотрены строгие меры дисциплинарной ответственности именно за коррупционные правонарушения.

Правовой основой для привлечения государственных служащих к ответственности является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, а так же другие, в том числе ведомственные нормативные правовые акты.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» за совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Определенной особенностью закона, предусматривавшего дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения, стало введение в качестве основания для увольнения, как самого строгого дисциплинарного наказания – увольнения «в связи с утратой доверия», установленного в качестве такового Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, законодатель обратил пристальное внимание на важность профилактики коррупционных проявлений в системе государственной службы, закрепив правонарушения коррупционного характера, допущенные служащими, влекущие увольнение в связи с утратой доверия.

К указанным правонарушениям отнесены:

- непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

- непредставления лицом сведений о своих расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

- участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществления лицом предпринимательской деятельности;

- вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

При применении взыскания учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно было совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.